top of page

Диапазоны

Изучив понятие EV и умея играть зная, что у соперника, можно переходить в второму этапу обучения - как играть зная список его возможных рук.

Действительно, если мы знаем результат против каждой руки, остается лишь сложить все результаты и выбрать более прибыльный.

Пример 1

Противник рейз, вы уравниваете с 76.

Флоп K75, противник ставит 0.6 банка.

У него могут быть следующие руки: AK, AQ.

Грубо говоря, уровняв, мы 1 раз выиграем и 1 раз проиграем, но выигрываем начальный банк + ставку противника, а проигрываем только свою ставку, поэтому колить выгодно.

Считаем мат.ожидание кола. Если у него AK, EV = -0.6. Если у него AQ, EV = + 1.6. Итоговое EV = (-0.6+1.6)/2 = +0.5

EV фолда ноль, EV кола положительно, надо уравнивать.

Впринципе все просто, сложная часть - это правильно определять его возможные руки.

Этот список возможных рук соперника называется диапазоном. Умение "мыслить диапазоном" - важнейший элемент успешной игры.

Если вы услышите от игрока что-то типа "я решил, что у него наверно пусто и поэтому пошел all-in". Это неверный способ мышления. Даже если у вас скорее всего лучшая рука, вы можете сделать ререйз с отрицательным мат.ожиданием, т.к. слабые руки он выкинет и вы выиграете копейки, а с рукой сильнее - all-in и потеря всех денег.

Нужно всегда выбирать решения с большим мат.ожиданием против диапазона, а не против конкретной руки.

Есть общепринятая система записи диапазона, которую вы должны знать.

Карманные пары:

22+ = все пары

88+ = 88, 99, TT, JJ, QQ, KK, AA

55- = 55, 44, 33, 22

88-TT = 88, 99, TT

Если карты разные, то старшая всегда первая.

Если указаны соседние по значению карты и плюс или минус, то это последовательность коннекторов:

65+ = 65, 76, 87, 98, T9. JT, QJ, KQ, AK

54s- = 54s, 43s, 32s

54-JT = 54, 65, 76, 87, 98, T9. JT

Если это не соседние карты, то первая и старшая остается неизменной, а вторая возрастает пока не дойдет до старшей:

A2s+ = все одномастные руки с тузом

A2-A5 = A5- = A5, A4, A3, A2

AJ+ = AJ, AQ, AK

K9+ = K9, KT, KJ, KQ

Если нужно указать "дырявые" коннекторы, то всегда пишется начальная и конечная руки последовательности:

64-AQ = 64, 75, 86, 97, T8, J9, QT, KJ, AQ

Например диапазон AJ, AQ, AK, AA, KK, QQ, JJ, TT, KQ, KJ записывается так TT+, AJ+, KJ+

Как же определить диапазон соперника?

Практически все покерные профессионалы используют специальные программы сбора и вывода статистики. Лучшая из них это HoldemManager2.

Рекомендую обязательно обзавестись подобной программой. Вывод статистики на каждого игрока и главное, принятие решений на ее основании - важное условие прибыльной игры.

HUD (хад, худ) – специальное поле, позволяющее отображать данные о ваших противниках прямо рядом на покерном столе.

Почти все покерные клиенты сохраняют ваши раздачи в виде текстовых файлов. Оттуда программа статистики и берет данные и записывает их в свою базу, а потом выводит в HUD рядом с каждым игроком.

Кроме того, статистика на самого себя полезна для улучшения игры, на ее основе можно выявить многие недочеты в вашей игре.

Более подродбно все эти показатели будут описаны в отдельной статье.

Ну а если вы играете против нового соперника, у вас нет никакой статистики или заметок, то остается только считать его диапазон средним. Поиграв достаточно, вы уже будете знать средные статистические показатели большинства игроков, и против неизвестного остается только основываться на них.

Немного нудной, но необходимой математики.

Всего в колоде 52 карты, каждая может сочетаться с любой другой из 51, количество разных комбанаций равно (52*51)/2 = 1326. (на 2 тут делится потому, что, например 2d2h и 2h2d - это одно и то же, от того какую карту сдали первой рука не меняется)

Понятно, что любая карта сдается в среднем одинаков часто. Так же и комбинации, 2d2h И AcKs сдадутся с одинаковой вероятностью.

Тут нужно понимать, что рука 22 - это на самом деле диапазон шести рук - 2d2h, 2d2с, 2d2s, 2h2c, 2h2s, 2c2s, а AK - это 16 комб (каждый туз может сочетаться с любым королем, 4*4=16), из этих 16 - 4 комбы одной масти, 12 разной.

Таким образом вероятность прихода конкретной карманной пары 6/1326 = 0.0045 (0.45%).

Вероятность получить конкретную непарную руку 16/1326 = 0.012 (1.2%).

Эти циферки - 0.45% и 1.2% - теперь просто запомните.

Сейчас становится ясно, как понимать диапазон противника исходя из его статистических показателей.

Пример: Диапазон открытия рейзом из ранней позиции у противника 6%. Прикинем его вероятные руки. Очевидно что это 6% лучших рук, т.к. никто в здравом уме не выкинет AA или KK, зарейзив вместо них 72.

AK, AQ, AJ, AA, KK, QQ, JJ, TT = 1.2% + 1.2% + 1.2% + 0.45% + 0.45% + 0.45% + 0.45% + 0.45% = 5.85%. Вот таков примерно диапазон, против которого вам придется играть, если вы решите вступить в игру.

Со временем вы будете просто на автомате понимать какие руки соответствуют определенному %.

Если предыдущие расчеты показались трудными, можете просто ориентироваться на эту приблизительную таблицу.

1% = КК+

3% = JJ+, AK

6% = TT+, AJ+

9% = 77+, AT+, KQ

12% - тут уже могут быть любые карманные пары и высокие одномастные связки T9s+

20% - добавляются все тузы (чаще одномастные), высокие разномастные связки T9+, средние одномастные 65s+

50% - может быть все, это непредсказуемый противник, но заодно и наш основной клиент.

Нужно понимать что чем шире диапазон, тем он более примерный, т.к. у разных игроков может быть свой любимый выбор комбинаций.

Например кто-то больше любит одномастные связки в надежде собрать стрит или флеш, а другой игрок предпочитает вместо них открыть мелкие пары и ловить сет.

Последние статьи
Программы для покера
bottom of page